Накануне Международного дня инвалидов, который в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи от 14 октября 1992 года, ежегодно отмечается во всем мире 3 декабря, проводятся специальные мероприятия, с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Согласно Федеральному реестру инвалидов, на май 2021 года в России насчитывается более 717 тыс. детей-инвалидов до 17 лет, из них — 304, 7 тыс. девочек и 412,9 тыс. мальчиков. Вместе это почти 6% от общего числа людей с инвалидностью в стране. Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом. Пять лет назад, в 2017-м, таких ребят было более 638 тыс., или 5% от всех инвалидов в России. При этом нарушения здоровья у детей чаще всего проявляются в возрастной группе от 8 до 14 лет.
Это актуализирует необходимость осмысления положения людей с ограниченными возможностями в обществе, воспитания толерантного отношения к ним, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.
Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в принятии их обществом. Это признание инвалида как личности, обладающей всеми правами здорового человека. Толерантность подразумевает уважение и сострадание. Только не стоит его путать с жалостью. Жалость, сочувственные замечания или интонация всегда ставят человека с инвалидностью на ступень ниже говорящего. Не нужно демонстрировать жалость и проявлять преувеличенного сочувствия к человеку, когда считаете нужным помочь, сначала спросите, требуется ли ваша помощь. Однако пытаясь удержаться от жалости, можно впасть в другую крайность — это делать вид, что не замечаете инвалидность. Игнорировать людей с ограниченными возможностями и их потребности — значит создавать для них не комфортную и даже жестокую среду. Ведь многим людям с особыми потребностями нужно не только понимание их потребностей, но и физическая помощь. Поэтому при общении с человеком с инвалидностью ориентируйтесь на его поведение, проявляйте чуткость.
В повседневной жизни мы часто не замечаем проблемы других и не задумываемся об их важности, когда они не касаются нас самих или наших близких. Из-за равнодушия общества люди с особыми потребностями продолжают жить в своем особом, закрытом мире болезней, с кучей комплексов, депрессий и личных переживаний. Есть выражение, что инвалидом человека делает не коляска, а окружение. Поэтому важно задумываться о том, как живется людям с ограниченными возможностями. Старайтесь сделать так, чтобы человеку с инвалидностью было комфортно, в первую очередь обращайте внимание на его личность, а уже потом на физический или иной недостаток.