Причины самовольных уходов подростков из дома.

   Профилактика уходов подростков из дома, даже однократных, представляется исключительно важной, в том числе и по причине возможного развития синдрома бродяжничества.

При рассмотрении причин уходов подростков из дома с психолого-педагогической точки зрения можно выделить следующие:

– семейная обстановка – насилие, тяжелая обстановка, просчеты воспитания и другие;

– внутренние процессы, происходящие с самим ребенком;

– влияние социума, референтной группы, особенностей взаимодействия в школе, с друзьями.

Все сферы жизни подростка тесно связаны между собой, поэтому очевидно, что нельзя жестко разграничить влияние широкого социума, семьи и личностных особенностей.

Склонность к самовольным уходам у несовершеннолетних формируют:

условия внешней среды (неблагоприятная внутрисемейная обстановка, педагогическая запущенность, влияние ближайшего социального окружения);

 — внутренние факторы, а именно: биологические (недостаточность нервной системы, нарушения эмоционального развития, дисгармоничность полового созревания) и психологические (наличие хронического стрессового или психотравмирующего воздействия).

По мнению многих исследователей, самовольный уход детей
и подростков из семьи – это реакция на конфликтную и стрессовую семейную ситуацию.

Семья является первичным и основным институтом социализации ребенка, отвечающим за его эффективную интеграцию в общество, социальную адаптацию и самореализацию, продуктивный жизненный путь. Стили поведения родителей, которые демонстрируются в семье, перенимаются ребенком и встраиваются в его поведенческий репертуар. Нормы и ценности, которые устанавливают и декларируют родители в семье и по отношению к окружающим, являются основой формирования ценностной и нравственной сферы ребенка.

Случаи домашнего насилия, пренебрежение родительскими обязанностями, деструктивные внутрисемейные отношения на наших глазах становятся нормой, что обусловлено длительным кризисом института семьи в результате воздействия целого комплекса факторов.

Можно выделить пять типов семейного неблагополучия, способного спровоцировать проявление у подростков девиантного поведения, в частности уход из дома:

1) криминогенные семьи, члены которых совершают преступления;

2) аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются алкогольной и сексуальной деморализацией, наличием асоциальных ценностных ориентаций;

3) семьи с чрезмерным стремлением к накоплению материальных благ;

4) конфликтные семьи, взаимоотношения в которых строятся по типу соперничества и отчуждения;

5) педагогически несостоятельные семьи, применяющие неправильные методы в воспитании.

Всем этим типам семей свойственны разобщение и изоляция между членами семьи, наряду с этим между родителями может быть соперничество за главенствующее положение в семье. Неизбежные систематические конфликты, ссоры, когда выяснение отношений происходит с помощью криков, побоев, оскорблений и унижений супругами друг друга и/или ребенка, способствуют формированию глубокой психологической дистанции между родителями и детьми.

Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит
к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать поддержку, быть внимательными к нему. Особенно это характерно для подросткового возраста, когда ребенок переживает достаточно интенсивный кризис, связанный с потребностью в формировании собственного авторитета и позиции в социальном пространстве.

Чаще всего поводом уйти из дома для подростка становится конфликт,
в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. Дети, имеющие риск ухода из дома, довольно часто характеризуют отношения с родителями как конфликтные, напряженные, отчужденные и только в редких случаях как доброжелательные и основанные на принятии ребенка. Дети отмечают, что причинами конфликтов, которые происходят у них в семье, являются: их низкая успеваемость в школе, их стремление
к самостоятельности и «взрослости» и невыполнение требований родителей.

Довольно часто последствием конфликтов в данных семьях становится гипоопека (отсутствие тепла, внимания, заботы и интереса) со стороны родителей, чаще матери, которая приводит к формированию у подростка негативизма по отношению к родителям, его отстранению от семьи, длительному времяпровождению вне дома.

Причины ухода из дома имеют, таким образом, глубокую психологическую основу: отвержение и ненужность детей, отсутствие эмоциональной связи с родителями при внешнем благополучии семьи. Часто таким поступком дети хотят привлечь к себе внимание родителей, занятых построением карьеры, самими собой, друг другом, своими увлечениями.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. В этот период личностного развития, когда семья и её психологический климат имеют очень большое значение для подростка, дискомфорт в отношениях с родителями особенно ощутим.

Уходы из внешне благополучных семей, репутация которых вне критики социума, часто связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей адаптации, которые ребенок испытывает в школе. Требовательность родителей вызывает у него сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего. Уходы таких детей из дома – это реакция на просчеты родителей в воспитании. Дети из этой категории мало приспособлены к жизни, они изнежены, брезгливы и потому более зависимы от взрослых. Могут первое время ночевать у родственников, знакомых, и, наконец, где придется. При первом уходе из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение и восстановить отношения с ребенком.

Если на этом этапе примирения не произошло, подростки могут приобщиться к наркотикам и/или проституции и оказаться на социальном дне. В их поведении может появиться крайний цинизм. Они могут приходить домой, пока нет родителей, чтобы взять деньги или вещи, которые можно реализовать. В собственных родителях они видят врагов номер один.

В целом, к числу наиболее часто встречающихся нарушений
в детско-родительских отношениях, относятся следующие:

Отвергающая позиция: Родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.

Позиция уклонения: Эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

Позиция доминирования: Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания – дисциплина, режим, угрозы, наказания. Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями, предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

При этом следует отметить, что родители подростков, склонных
к самовольным уходам, в целом удовлетворены своими отношениями
с детьми, считают, что при воспитании они последовательны, внимательны
к ребенку, проявляют мягкость, предоставляют полную свободу ребенку в выборе круга общения и внеучебных занятий. При этом многие из них отмечают, что ощущают некоторую холодность со стороны ребенка (эмоциональная дистанция), не всегда понимают его потребности и интересы. Родители подростков, совершающих самовольные уходы, не всегда последовательны в реализации  воспитательных действий, что формирует у детей рассогласованные представления о системе правил и требований, существующих в семье. Более того, чрезмерная  автономность родителя может способствовать тому, что ребенок гипертрофирует собственную самостоятельность и вседозволенность, что может привести к демонстрации социально дезадаптивных и девиантных форм поведения в школе и социальной среде.

В то же время родители подростков из семей, не имеющих проблем
с самовольными уходами, нацелены на сотрудничество при взаимодействии
с ребенком, эмоционально близки к нему, при этом стремятся контролировать выполнение собственных требований, домашних обязанностей и школьную успеваемость. Для родителей из благополучных семей важным является круг общения ребенка, его внеучебные занятия, хобби, увлечения, а также то, как и где их ребенок проводит свободное время.

К основным внутренним мотивам самовольного ухода ребенка из дома можно отнести:

1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира
и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

2. Переживание «драйва».

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить  «с кем-то, но не со мной». Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

3. Скука.

Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Чаще всего скука – это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

  • получение в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения, тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
  • чрезмерное баловство, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть  у него всегда слишком много;
  • чрезмерной критичности взрослых;
  • хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей ребенка: уважения, любви, принятия со стороны значимых взрослых;
  • неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением. Когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

4. Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

5. Протест против родителей.

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

6. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему
в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.

7. Замкнутый круг

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит родителей к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Но несправедливое наказание, неадекватное их проступку, замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же.