В ЗОНЕ ДЕЙСТВИЙ
Первое и главное для тех, кто слышит взрывы: телесный контакт. Обнять, присесть на уровне глаз, взять за руку.
Валидовать эмоции (признавать и принимать мысли, эмоции, чувства и поступки как понятные). Тебе страшно, тревожно. Я тоже боюсь, и мне так же беспокойно. Но мы вместе. Мы взрослые, и мы рядом и мы будем тебя защищать, как и военные, полиция. Мы готовы, смотри, у нас готовы вещи, которые нам могут понадобиться.
Если нам нужно будет покинуть дом, это то, что мы с собой заберём. И мы верим, что мы домой вернёмся. В любой ситуации мы будем держаться вместе. Как и многие люди вокруг. Им тоже страшно.
Звуки, хлопки пугают, и нам нужно помнить, что мы делаем? Не подходим к окнам, идём в укрытие, закрываем ушки. Помнишь?
Важно записать на листик все возможные номера телефонов, имена детей, дата рождения, группа крови. Напомнить, что у нас есть такая шпаргалка.
Родителям: Первое, что нужно сделать, — успокоить себя в панике. Дыхание, телексные практики, умыться холодной водой. От вашего спокойствия, как взрослых, зависят действия и спокойствие детей. Остановитесь, сделайте 3-4 глубоких вдоха и выдоха, стараясь, чтобы выдох был длиннее.
ДЛЯ ДЕТЕЙ ВНЕ ЗОНЫ ДЕЙСТВИЙ
— Первое, это говорить. Обсуждать, проговаривать, отвечать на вопросы, даже если вы чего-то не знаете, то так и говорить честно: «Этого я не знаю», но главное — говорить. Говорить трудно, больно, но это важнее и полезнее, чем замалчивать или отказываться обсуждать. Дети способны пережить сильные чувства, и при вашей поддержке им это сделать легче.
— Второе, признание факта, что эта трагедия произошла. Это так! Ужасная, страшная, чудовищная трагедия, но она случилась. В жизни происходят плохие вещи!
— Третье, и самое важное — говорите про свои чувства и про чувства ребенка, проживайте их. В объятиях, в признании любви друг другу, в том, что мы вместе. «Я с тобой! Я рядом. Я помогу тебе», — поддерживает детей.
Любое чувство постепенно стихает. Это важно помнить. Сила боли, страха постепенно, не сразу, но уменьшается.
— Далее — действие. Обсудить способы личной безопасности, способы выживания в экстремальных ситуациях. Если ребенок хочет, можно пойти на курсы по безопасности, они есть. Можно рисовать свои чувства, страхи. Верующие могут вместе помолиться. Можно найти способы помощи пострадавшим и поучаствовать вместе с детьми.
Чуть подробнее
Дети до 3 лет
В этом возрасте дети еще не в состояние осознать ситуацию, многие из них еще не научились говорить или выражать свои мысли. Это не значит, что малыши ничего не понимают, т.к. любая информация передается и воспринимается и на не вербальном уровне: дети безусловно чувствуют и ощущают происходящее. Малыши способны улавливать ваше настроение и эмоции, «читая» ваше лицо, слыша интонацию и наблюдая изменения в вашем поведении. Около 10-20% детей обладают повышенным темпераментом, такие дети особенно чувствительны к настроению родителей, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде: изменение в распорядке дня, переход в другую кроватку, в защитное помещение, не говоря уже о психологическом дискомфорте и испуге при внезапном гуле сирены или грохоте при разрыве ракет.
Для того, чтобы им помочь наилучшим образом, необходимо соблюдать определенные правила:
- Первым делом помогите… себе. Если вы обеспокоены, не боритесь и не ругайте себя. В психологии существует такая аксиома: “Ненормальное поведение в ненормальной ситуации нормально». Поэтому дав легитимацию своим чувствам и выразив их с самим с собой, с близким человеком, предстаньте перед ребенком собранным и спокойным. Ребенок воспринимает мир через вас: если хотите помочь ему сохранить душевное равновесие, будьте внимательны к своему состоянию.
- Не пренебрегайте помощью. Как было сказано, родитель должен стараться подходить к ребенку в спокойном состоянии, поэтому если есть в окружении ребенка более одного взрослого, меняйтесь: если один устал, озабочен и т.д. – замените, главное не забывать о взаимопомощи.
- Старайтесь максимально соблюдать привычный распорядок дня, не внося без необходимости лишних изменений. Привычная рутина обладает сильнейшим антистрессовым эффектом.
- Уделяйте детям побольше внимания: шутите, играйте, читайте книжки, занимайтесь совместным творчеством, используйте возможность находиться рядом, давая тем самым то самое присутствие и внимание, которое так необходимо для нормального развития ребенка.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста
Детям дошкольного и младшего школьного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития. Большинство детей этого возраста способны отличить добро от зла. В эмоциональном плане дети еще незрелы, а высокий интеллектуальный уровень некоторых детей может ввести в заблуждение взрослых относительно их восприятия ситуации: если ребенок проявляет смышленость, не свойственную возрасту заинтересованность и осведомленность, и «здраво» рассуждает о ситуации, это еще не значит, что он взрослый и «все понимает», скорее за этим скрывается защитный механизм интеллектуализации, который пытается бороться со страхами. Возможно, ребенок хочет казаться взрослым и не чувствует, что его родители примут и смогут успокоить его страхи. Поэтому важно родителям наблюдать за детьми, а также учиться грамотно себя вести в стрессовых ситуациях, не давая себе поблажек типа «у моего ребенка все пролетает мимо ушей».
Рекомендации для этого возраста:
Во-первых, все перечисленные выше рекомендации для малышей верны и для этой возрастной группы.
Дополнительные рекомендации таковы:
- Поговорите на доступном для ребенка языке о происходящем. Не следует вдаваться в душераздирающие подробности, помните: ваша задача – успокоить ребенка, а не наоборот. Во время беседы чутко наблюдайте за его реакцией, учитывайте умственные и эмоциональные особенности каждого ребенка. По ходу беседы подчеркивайте, что наша армия сильная, что взрослые прилагают все усилия, чтобы скорее вернулось мирное время, а наша задача состоит в том, чтобы следовать всем рекомендациям службы тыла.
- Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, ведь пространство, не заполненное информацией, обязательно заполнит фантазия ребенка, а фантазия может оказаться куда страшнее реальности.
- Не сердитесь, если ребенок задает вновь и вновь один и тот же вопрос. Это происходит не потому, что он хочет вас разозлить или у него проблемы с пониманием, а потому, что это вселяет в него уверенность и дает некий контроль над ситуацией.
- Ограничьте просмотр телевизора, постоянные сводки новостей могут вывести из равновесия любого взрослого, а тем более ребенка. В общем и целом стоит ограничиться 1-2 сводками в день, при этом присутствуя рядом, поддерживая и поясняя увиденное (если детям 8-11 лет). Младшим детям, если они не настаивают на просмотре, можно рассказать новости только в общих чертах.
- Детям свойственно выражать свои эмоции в игре и рисунках, поэтому не пугайтесь рисунков «черных ракет» и постоянных игр в «войнушки», лучше дайте им набор мелков, вооружите пластилином или присоединитесь к постройке из конструктора новых усовершенствованных противоракетных систем.
- Ознакомьте ребенка с этапами поведения во время атаки: знание четких инструкций придаст уверенность ребенку.
- Соблюдайте спокойствие: своевременно, но не суетливо переходите в защитную комнату, убежище.
- Позвольте ребенку взять с собой любимую игрушку или любую вещь, которая поможет ему отвлечься.
- Если есть в доме животное, предложите ребенку взять ответственность за животное, перенося его в безопасную комнату: забота о более слабом помогает преодолеть собственную тревогу.
- Обязательно обращайтесь за психологической консультацией в случае необходимости. Не поддавайтесь неактуальному стереотипному мышлению, что только «психи» обращаются к психологам и психиатрам. Вовремя оказанная помощь может избавить вас от многих осложнений.
- Смейтесь, дурачьтесь, рассказывайте смешные истории и анекдоты. Чувство юмора – лучшее лекарство.
- Самое главное – не теряйте оптимизма, постарайтесь помнить и передать своим детям, что это временно, даже самое долгое испытание заканчивается.