Интернет риски

Как защитить ребенка от столкновения с вредоносной информацией в сети? Как научить его справляться с последствиями таких встреч? Рекомендации для родителей

Доступный Интернет стал самым знаковым достижением, с которым человек вошел в XXI век. Он очень быстро поменял не только повседневность, но и психологию. Люди расширили границы общения, научились испытывать новые эмоции, получили возможность создавать идеального себя в соцсетях.

Но помимо широких горизонтов и больших перспектив, Интернет таит в себе не меньшее количество рисков и опасностей, которые находятся ближе, чем многие склонны думать. Лучший способ оградить себя от возможных опасностей – это знание и умение обходить все те подводные камни, скрывающиеся под гладью дружественного и приветливого Интернета.

Все риски, которые таит в себе Сеть, можно разделить на несколько групп.

Контентные риски

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Зачастую подобный материал может прийти от незнакомца по почте в виде сообщения.

Негативные контентные материалы можно условно разделить на:

Незаконные, к которым могут относиться: детская порнография, наркотические средства, все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти, а также ненависти или агрессивного поведения по отношению к группе людей, отдельной личности или животным, азартные игры и т.д.

В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции.

Неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам.

Подобные материалы не попадают под действие уголовного кодекса, однако могут оказывать негативное влияние на психику столкнувшимися с ними человека, особенно ребенка. Информация, относящаяся к категории неэтичной может быть также направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей.

Более 40% детей в России сталкиваются с изображениями сексуального характера в интернете или других источниках. И каждый шестой из этих детей видит сексуальные изображения ежедневно или почти ежедневно, каждый пятый  –1-2 раза в неделю.

 Рекомендации для родителей по предупреждению контентных рисков:

  1. Установите на компьютер специальные программные фильтры, которые могут блокировать всплывающие окна и сайты с определенной тематикой. Специальные программы, называемые системами родительского контроля, позволяют родителям самим решать, какое содержимое в интернете могут просматривать их дети, отсекать «плохие» сайты в соответствии с введенными настройками
  2. Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы всегда быть в курсе с какой информацией он сталкивается в сети. Важно как можно раньше объяснить ребенку, чем именно ему грозит просмотр подобных сайтов, а также обновить настройки безопасности браузера или программного фильтра.
  3. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете. Для этого существуют определенные правила проверки достоверности информации. Расскажите об этих правилах вашим детям.
  4. Помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживания посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

Коммуникационные риски

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других.

К сожалению, растущее число людей используют беседы и онлайн-мессенджеры со злым умыслом. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете. В других, могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Выдавая себя за сверстника и устанавливая дружеские отношения с ребенком, они выведывают о нем много информации и понуждают к личной встрече.

Коммуникационные риски включают в себя:

Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя такие интернет-преступления как домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица и груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.

Кибер преследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, кибер преследование может принимать такие формы, как обмен информацией или контактами, запугивание, подражание, хулиганство. Подобный унизительный контент может исходить от одного человека или группы людей по одному или нескольким электронным контактам жертвы, на электронный ящик или в сообщениях онлайн-мессенджеров.

По данным, полученным в исследовании «Дети России онлайн», в среднем по РФ 23% детей, которые пользуются интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или в реальной жизни.

Рекомендации по предотвращению кибербуллинга

  1. Объясните, что при общении в интернете дети должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать.
  2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором, и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.
  3. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу – необходимо принять меры по защите ребенка.
  4. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии) может быть использована агрессорами против них.
  5. Помогите ребенку найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу администрации сайта.
  6. Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы.

Знакомства в интернете и встречи с незнакомцами (груминг)

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам.

Особенно опасным может стать груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате») злоумышленник входит в доверие к ребенку, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече.

Иногда такие люди выманивают у детей информацию, которой потом могут шантажировать ребенка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед веб-камерой.

В целом в России за последний год 28% подростков 11-16 лет получали или просматривали сообщения сексуального характера, причем более 10% — раз в месяц и чаще.

Рекомендации по предупреждению встречи с незнакомцами и груминга:

  1. Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы всегда быть в курсе, с кем ребенок общается в сети. Обратите внимание, кого ребенок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или людьми старше себя.
  2. Объясните ребенку, что нельзя разглашать в интернете информацию личного характера, а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии или видео.
  3. Объясните ребенку, что нежелательно ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благополучии семьи.
  4. Объясните опасность встречи с незнакомыми людьми из интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых.

Электронные риски

Электронные риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему семейному компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом.

Заражение компьютера в интернете вирусом – одна из наиболее частых жалоб: с данной проблемой сталкивалась в течение года 48% детей 11-16 лет.

К сожалению, вероятность наткнуться на подобные вредоносные программы очень велика. Помимо негативного воздействия на компьютер и мобильное устройство, можно стать жертвой еще одного вида киберпреступления — кибер-мошенничества.

Мошенничество в сети Интернет (кибермошенничество) — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный и финансовый ущерб.

Рекомендации по предупреждение столкновения с вредоносными программами:

  1. Установите на все домашние компьютеры антивирусные программы и специальные почтовые фильтры для предотвращения заражения компьютера и потери ваших данных.
  2. Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно компьютерные игры.
  3. Никогда не открывайте вложения, присланные с подозрительных и неизвестных вам адресов.
  4. Следите за тем, чтобы ваш антивирус регулярно обновлялся, и раз в неделю проверяйте компьютер на вирусы.
  5. Регулярно делайте резервную копию важных данных, а также научите это делать ваших детей.
  6. Старайтесь периодически менять пароли, но не используйте слишком простые пароли, которые можно легко взломать.
  7. Расскажите ребенку, что нельзя рассказывать пароли своим друзьям и знакомым. Если пароль стал кому-либо известен, то его необходимо срочно поменять.
  8. Расскажите, что если он пользуется интернетом с помощью чужого устройства, он должен не забывать выходить из своего аккаунта в социальной сети, в почте и на других сайтах после завершения работы.

Потребительские риски

Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и другое.

Также дети, зачастую совершая онлайн покупки, могут растратить значительные суммы своих родителей, если каким-либо способом имели или получили к ним доступ.

Рекомендации по предупреждение кибермошенничества:

  1. Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества в сети. Всегда совместно принимайте решение о том, стоит ли воспользоваться теми или иными услугами, предлагаемыми в интернете.
  2. Не оставляйте в свободном для ребенка доступе банковские карты и платежные данные, воспользовавшись которыми ребенок может самостоятельно совершать покупки.
  3. Не отправляйте о себе слишком много информации при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и телефоны. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
  4. Установите на свои компьютеры антивирус или персональный брандмауэр. Подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу конфиденциальных данных или другие подобные действия.
  5. Убедитесь в безопасности сайта, на котором Вы или Ваш ребенок планируете совершить покупку: ознакомьтесь с отзывами покупателей, избегайте предоплаты, проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина, поинтересуйтесь возможностью получения кассового чека и других документов за покупку, сравните цены в различных интернет-магазинах.

Интернет-зависимость

Интернет-зависимость – навязчивое желание войти в интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из интернета, будучи онлайн. По своим симптомам интернет-зависимость ближе к зависимости от азартных игр. Для этого состояния характерны следующие признаки: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, отрыв от реальности, эйфория при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности выйти в интернет.

Рекомендации по предупреждению интернет-зависимости

В первую очередь необходимо обратить внимание на возможные признаки интернет-зависимости у вашего ребенка.

  1. Оцените, сколько времени ваш ребенок проводит в сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
  2. Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в интернете. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
  3. Понаблюдайте за сменой настроения и поведения вашего ребенка после выхода из интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить: головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита.
  4. Поговорите со школьным психологом и классным руководителем о поведении вашего ребенка, его успеваемости и отношениях с другими учениками. Настораживающими факторами являются замкнутость, скрытность, нежелание идти на контакт.

Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и т.д.
  2. Не запрещайте ребенку пользоваться интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования.
  3. Следите за тем, какие сайты посещает Ваш ребенок.
  4. Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему.
  5. Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь.
  6. Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком.
  7. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.

Куда обращаться за помощью?

Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.

Обратиться на Линию помощи можно:

по телефону 8-800-250-00-15 с 9 до 18 по рабочим дням.